• 1906 год, Львов: «Без вести пропала восемнадцатилетняя Мария Чайковская, служанка. В воскресенье вышла в костел. Ее поиски у родственников в Голоско (историческая местность во ⦁ Львове — прим. перев.) последствий не дали. Есть опасения, что она стала жертвой своего юного возраста».

Такие объявления стали привычными еще с середины девятнадцатого века, а вскоре торговля девушками уже буйствовала по всей Галиции. Это, в конце концов, стало главной темой повести Ивана Франко «Для домашнего очага».

 

Этим прибыльным делом занимались в основном евреи, которые под разным предлогом отлавливали и вывозили за границу своих же евреек. Чаще всего их везли за море, в Южную Америку или Африку. Наивные девушки не имели понятия, что их обманывают, пока не догадывались, что их ждет дом разврата.

У торговца девушек покупала владелица лупанара (публичный дом — прим. перев.), одевала их в модные одеяния и продавала мужчинам. А если какая-то из них гордо заявляла, что никогда на это не согласится, ее ждало такое наказание, что она неделями лежала больной.

Стаи торговцев живым товаром были прекрасно организованы, они всюду имели своих помощников, агентов и посредников, которые, заметив красивую девушку, выставляли для нее силки и приступали к работе. Если торговец шустрый, то в течение года мог продать до полусотни девушек. Цена товара зависела от возраста и красоты: пятьсот, семьсот или тысяча франков.

Когда полиция еще при Австрии начала выяснять, куда в частности вывозят девушек, поиски привели в Аргентину и Бразилию, а затем в Мексику и Панаму. В публичных домах Буэнос-Айреса было выявлено три тысячи девушек из Европы — семьдесят пять процентов от всего количества проституток, а в Рио-де-Жанейро — восемьдесят процентов. Все они приехали не добровольно, а были привезены с целью разврата.

Каждый корабль, плывший из Европы в Америку, вместе с торговцем или кратковременным любовником вез двух-трех женщин. В конце концов, в Америке женщины, содержащие публичные дома, не желали другого товара, кроме европейских девушек.

Торговцы девушками до самого конца не изменяли истинной своей цели. Они нанимали девушек якобы на работу, платили им и отправлялись в путешествие не торопясь. Переезжая с места на место, добивались того, что бедная жертва медленно привыкала к своему «работодателю», становилась все послушнее и благодаря этому не делала сцен на границе, которые могли бы обратить внимание полиции на путешествующую пару. Для отвлечения внимания бывало, что жертва ехала одна в вагоне первого класса, а торговец — во втором, если не успевал фиктивно оформить ее в качестве жены. Довольно часто случалось так, что торговец, обещая девушке золотые горы за океаном, оформлял с ней брак, осыпал подарками, а потом вывозил как свою жену и продавал в публичный дом.

А потом прояснилось, что девушки неоднократно путешествовали на кораблях в качестве переодетых матросов. Но чаще всего транспортировка живого товара происходила по поддельным загранпаспортам и метрикам брака.

Наибольшим успехом у торговцев пользовались девушки из бедных семей, несовершеннолетние и сироты. Девушек часто ловили на фальшивые объявления, опубликованные в Европе. Например: «Ищем двенадцать девушек без специального образования, но красивых, молодых и умелых, с целью получения ими легкого заработка от 500-700 золотых в месяц. Возможно повышение».

Рабочие в среднем зарабатывали 100-200 золотых, поэтому обещанные финансовые ресурсы были слишком заманчивы. Обольщали девушек также актерскими перспективами, убеждая, что очень скоро она станет звездой экрана.

Интересно, что торговля женщинами и детьми в Польше касалась не только христианок. Наоборот, вывоз евреек как из бедных, так и из богатых семей превышал вывоз христианок. Так было главным образом потому, что у ветхозаветных евреев существовал обычай ритуальных браков, что очень облегчало поиски жертв и не требовало никаких документов.

В ритуальных браках не нужен был даже раввин. Достаточно, чтобы пара молодых произнесла брачную формулу в присутствии любого старшего еврея. Религиозно такая связь считалась действительной, а вот в отношении гражданского права такая пара не была юридически связана. Когда афериста, который уже не на одной девушке так «женился», наконец ловили, то не могли посадить за многоженство, потому что не было никаких юридических доказательств, что он был перед этим женат. Один аферист, который, в конце концов, все же попал в тюрьму, женился таким способом тридцать пять раз!

Для преодоления этой напасти в 1925 году в Варшаве организовали курсы для подготовки женской полиции. Появились женщины-полицейские и во Львове. Им удалось выявить целый ряд публичных домов, задержать немало торговцев, выявить случаи похищения девушек, инцеста, занятия проституцией в гостиницах.

Цифры вывезенных девушек впечатляют. Ежегодно в Буэнос-Айрес из Европы вывозили не менее двух тысяч девушек. Вылавливали их преимущественно в Галиции, Венгрии, Польше, а до Первой мировой войны — и в российской Украине. Значительное место занимали также Австрия и Германия.

В 1905 году в Буэнос-Айресе случилось интересное приключение. В главном департаменте полиции появился итальянец, который сообщил о пропаже двух дочерей — пятнадцати и семнадцати лет. Начальник полиции взялся за расследование со всей энергией. Скоро стало общеизвестно, что за день перед тем событием соседи видели у дома девушек низкую тучную женщину, которая с ними о чем-то шепталась.

Разыскивать…