The New York Times (США): компании пересматривают изображение азиатов в «Щелкунчике» | STROKA.info

The New York Times (США): компании пересматривают изображение азиатов в «Щелкунчике»

В этом году в сцене «Дворец сластей Конфитюренбург» в балете «Щелкунчик» сформировался новый персонаж. Это сверчок Зеленый Чай — энергичный, похожий на супергероя. Его предназначение — противодействие стереотипам о китайской культуре.

Компания Tulsa Ballet в своем стремлении отказаться от устаревшего изображения азиатов наполнила свою постановку элементами восточных единоборств, которые ставил уроженец Китая.

А Бостонский балет ставит новую сцену — па-де-де, в основу которого положен традиционный китайский танец с лентами.

Классический рождественский балет «Щелкунчик» вернулся после долгого перерыва на пандемию. Но многие балетные компании в этом году перерабатывают это произведение, отчасти в ответ на усиление ненависти к азиатам во время пандемии, а отчасти в качестве покаяния за расовую дискриминацию.

«В этом году все многое поняли, а я просто хочу сделать так, чтобы абсолютно ничто не годится было рассматривать как оскорбление китайской культуры, — сказал постановщик танца с лентами Микко Ниссинен, являющийся художественным руководителем Бостонского балета. — Мы смотрим на все через призму разнообразия, справедливости и инклюзивности. Таков путь в будущее».

Художественные руководители отбрасывают такие элементы, как бамбуковые шляпы и утрированные передвижения пальцами, которые часто показывают в сцене «Чай» во втором действии, где танцоры исполняют короткий китайский танец. В этом действии показана целая серия национальных танцев, в том числе испанский танец (сцена «Шоколад») и арабский танец (сцена «Кофе»).

Как минимум одна компания — Берлинский государственный балет — в этом году решила вообще отказаться от показа «Щелкунчика» из-за расистского изображения азиатов. В своем заявлении она назвала, что изыскивает возможности для постановки балета «в ином контексте», и что со временем он вернется на сцену.

Такие перемены стали результатом усилий исполнителей и активистов, которые целый год пытались привлечь внимание к азиатским стереотипам в «Щелкунчике». Некоторые прославленные коллективы, в том числе Нью-Йоркский балет и Королевский балет Лондона, несколько лет тому назад внесли коррективы в китайский танец, в частности, отказавшись от тонких висячих усов у танцоров-мужчин.

Эти сверхусилия обрели особую актуальность в связи с резким ростом во время пандемии числа преступлений против азиатов на почве ненависти, а также из-за усиления внимания к дискриминации в танце, опере и классической музыке.

Артисты и активисты призывают организации в сфере культуры активнее выдвигать азиатских певцов, танцоров, хореографов и композиторов. Некоторые оперные компании решили по-новому взглянуть на неизменные составляющие личного репертуара, такие как «Мадам Баттерфляй» и «Турандот», в которых содержатся карикатуры расистского свойства. А компания Boston Lyric Opera проводит общественные обсуждения таких работ и присутствующих в них стереотипов.

«Люди наконец-то начинают осознавать: то, что мы ставим на сцене, влияет на людей в обычной жизни», — сказал художественный распорядитель и бывший танцор Фил Чан, возглавивший кампанию по переосмыслению «Щелкунчика».

В 2018 году Чан начал кампанию под названием «Последний поклон желтому лицу», призывая отказаться от устаревших и оскорбительных стереотипов в балете. Он собрал около 1 000 подписей танцоров, хореографов, администраторов и педагогов.

Движение за отказ от расистских элементов в танце не обошлось без скандалов, особенно в Европе.

В этом году Шотландский балет отказался от карикатурных элементов в «Щелкунчике», таких как покачивание головой и хвосты в прическах. Он также порвал с традицией, и теперь роль волшебника Дроссельмейера там исполняют и мужчины, и женщины.

«В итоге мы можем радоваться тому, что ставим на сцене, вместо того, чтобы оберегать это», — сказал художественный лидер Шотландского балета Кристофер Хэмпсон.

Но некоторые обозреватели недовольны. «Почему это расизм — представлять самые узнаваемые отличительные черты культуры?— говорится в комментарии о новой постановке, который показали в ноябре на российском государственном телевидении. — В 2021 году даже балет не защищен от полиции политкорректности».

Постановление Берлинского государственного балета убрать в этом году из репертуара «Щелкунчик» разозлило некоторых критиков, заговоривших о свободе выражения.

«Люди не дураки, — написал по электронной почте бывший редактор немецкой газеты Die Welt Роджер Кёппель (Roger Köppel). — Они имеют возможность мыслить самостоятельно и не нуждаются в защите от искусства, которое объявлено неполиткорректным теми, кто пытается навязывать всем нам свое мировоззрение».

Ставки высоки. Для многих балетных компаний «Щелкунчик» является главной постановкой года. Это своеобразный финансовый спасательный круг, приносящий значительную долю годовых кассовых сборов.

Танцоры и художественные руководители говорят, что переосмысление «Щелкунчика» крайне важно для привлечения разнообразной аудитории. Но кое-кто заявляет, что кое-что можно улучшить.

Танцор К. Дж. Такахаси из City Ballet, исполняющий в этом году главную роль в китайском танце из «Щелкунчика», открывшегося на следующий день после праздника Благодарения, сказал, что он приветствует перемены. Такахаси американец японского происхождения, и он сообщил, что внесенные изменения породили у него чувство сопричастности. Тем не менее можно сделать гораздо больше, назвал танцор, заявивший, что костюмы от считает устаревшими…

Источник Иносми

Previous post Приходи на Android Meetup от команды СберМаркет Tech
Next post Милонов предложил «избавиться» от защитника «Локомотива» Рыбуса после его слов о сборной Российской Федерации